На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
1834, А. С. Пушкин.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
…
И не расстаться с амулетами.
Фортуна катит колесо.
На полке, рядом с пистолетами,
Барон Брамбеус и Руссо.
1913, Н.Гумилев.
Даже не верится, что этого удачливого, умного и одаренного человека, жизнь заставила написать такие строки: «Я так несчастлив во всех делах моих, что одно мое имя достаточно остановить успех и полезнаго дела». (Из письма Н. Львова 1800 г.).
Современники описывали Николая Львова, как высокого, красивого, хрупкого и изящного человека с тонкими чертами лица. При этом его энергии и восприимчивости к наукам можно только позавидовать. Стихи и архитектура, игра в любительском театре и создание театральных машин, написание научных трудов и планировка усадебных парков, сочинение музыки и дипломатия, сложные химические опыты и собирание народных песен, разработки каменного угля и торфа и выполнение тончайших поручений приближенных императрицы Екатерины II (да и ее поручений), он преуспевал везде, за ним прочно закрепилось определение «гений вкуса».
Если попросить кого-то назвать яркую и разносторонне одаренную личность эпохи Русского Просвещения, то вспомнят М. В. Ломоносова, но не Николая Александровича Львова. Безупречное дворянское происхождение, близкое родство с автором музыки к «Боже, Царя храни» (автор — родной племянник Львова) и такой же фамильный девиз, не способствовали его популярности в Советское время.
И, тем не менее, этот «второй Ломоносов» (Н.Львов на 42 года младше М.Ломоносова) существовал. Самое поразительное, что Н.Львов никогда не получал диплома о получении профессиональной подготовки, но с 16 лет и до самой смерти учился сам. Точно не известно в 16 или в 18 лет Львов явился в бомбардирскую роту лейб-гвардии Измайловского полка (в котором был записан с рождения) в Петербург. Скорее всего, это произошло в 1769 г., когда ему было 16 лет. С этого момента он и начал по-настоящему учиться, не в последнюю очередь на выборе отраслей знаний, которыми Львов овладевал самостоятельно по книгам, повлияли и общество, в котором Львов вращался, и благородное желание принести пользу Отечеству.
Наиболее признан Николай Львов в качестве архитектора, именно по этой «специальности» он в 1786 году получил звание почетного члена Императорской Академии художеств.
К числу наиболее известных построек Н. А. Львова относятся Приоратский дворец в Гатчине, здание Почтамта в Санкт-Петербурге, Невские ворота Петропавловской крепости, усадьба Знаменское-Раёк, усадьба А. Н. Саймонова в Москве.
«…Так и в здании мы должны главные и значимые помещения делать доступными обзору, а менее красивые прятать как можно дальше. Поэтому в нижней части дома я устраиваю погреба, кладовые, кухню, комнаты для мытья, печи. Отсюда следуют два преимущества: во-первых, парадные комнаты свободны от служб, во-вторых, они находятся на достаточном расстоянии от земли; к тому же они доступны обозрению, и из них открывается прекрасный вид. Маленькие комнаты делятся на кабинеты и библиотеки, в которых помещаются шкафы, чтобы прятать в них личное снаряжение и всякий хлам, и спальни, столовые и гостевые комнаты, которые следует освободить от лишних вещей».
Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре» 1570 г.
Сам Н. А. Львов писал: «Украшение только то у места, которое вид надобности имеет: кружки, крючки и падинки на пропорциональном строении не более оное украшают, как парчовые заплаты на стройном гладком кафтане».
колодец в Знаменском-Райке
Часовня Даниила Столпника в селе Василёва Гора.
Пара-тройка километров от Райка по приличному грейдеру и Вы в Василёвой горе. Сначала идет кладбище, потом часовня и только потом село. Часовня неухожена, но и совсем жутких разрушений снаружи не видно. Внутрь не попасть — все на замке. Рядом со входом просматриваются почти стершиеся фрески. Часовня — яркий образец палладианства.
Идеальная симметричная форма, верхний свет, ни одного лишнего украшения, поставлена часовня на горке.
Николай Львов, уже после первой своей поездки в Италию, стал ярым последователем Андреа Палладио, правда с поправкой на местные климатические условия)) Он же первый и перевел на русский труд А. Палладио «Четыре книги об архитектуре». Первое русское издание (1-го тома) вышло в печать в 1798 г. Львовым был выполнен перевод 1-й и 2-й книг Палладио (по изданию 1616 г.), чертежи гравировались заново. Свои «Четыре книги» Андреа Палладио посвятил каждую своему покровителю из числа высшей итальянской знати, и последовательно рассмотрел в них следующие предметы:
- Первая книга, не имеющая подзаголовка — основы материаловедения, принципы выбора места постройки и соотнесения её с ландшафтом, основы проектирования и соотношения размеров пяти архитектурных ордеров, о проектировании отдельных элементов — фундаментов, окон, лестниц и т. п.
- Вторая книга, «в коей содержатся рисунки многих домов, им построенных в городе и вне его, а также рисунки античных домов греков и латинян» посвящена архитектуре жилища
- Третья книга, «в коей трактуется о дорогах, мостах, площадях, базиликах и ксистах» посвящена инженерному делу и градостроительству
- Четвёртая книга, «в коей изображаются античные храмы», посвящена преимущественно римским храмам — и языческим (Храм Весты, Храм Марса-Мстителя, Храм Нервы Траяна и других), и христианским (Базилика Константина).
Вот, что писал Н.Львов в комментариях к трактату Палладио: «В Италии, конечно, можно строить дома и по плану шахматной доски. Хозяин занимает там часто один уголок палат своих, а в остальных покоях картины и марморы морозу не боятся. Сквозного ветру итальянцы не знают и по имени, и в комнате у них зимою, как на дворе, а летом на дворе, как в комнате, все настежь, двери и окна, как решетки; но со всем тем мы к ним греться ездим. Так годится ли правило равновесия в нашем климате, и какое равновесие мороз в 28 градусов перевесит?»
часовня Даниила-Столпника, Василева Гора.
Василёво и Митино.
Когда Н. А. Львов начал заниматься проектами этих усадеб, то они принадлежали его дальним родственникам и в обеих уже стояли господские дома. Львову удалось объединить их в единый ансамбль, включающий в себя не только сами усадьбы с парками, но и разделявшую их Тверцу со шлюзом. Даже сейчас видимые остатки парков впечатляют. Террасы, мостики, аллеи Митино. Только через ближайший к усадьбе овраг было перекинуто 3 валунных моста. И снова мосты, террасы и аллеи в Василево.
Василёво, старая липа
От старого парка Василево, спроектированного Н.Львовым, осталось мало — подъездная аллея из огромных, в несколько обхватов, лип, валунный мост, попавший в кино, и, частично, система прудов. От усадебных строений осталось и того меньше — главный дом сгорел еще в середине 19 века.
От Митино тоже осталось не много. Дом ветшает, прекрасные террасы, шедшие от дома к реке, заросли деревьями и уже сложно угадать их границы, арочные валунные мостики разрушаются, и даже погреб-пирамида грозит осыпаться.
Сейчас самые известные останки этих усадеб — погреб-пирамида в Митино и музей Деревянного зодчества, впрочем не слишком процветающий, с Чертовым мостом на территории усадьбы Василево.
Пирамида в Митино в довольно плачевном состоянии, не так давно горели поддерживающие ее леса. Сейчас сложно угадать, что проектировали ее как ледник и даже прохладный грот. В нижний этаж через отдельный вход загружали лед, а выше было помещение для хранения продуктов, и туда же хозяин мог в жаркий летний день привести гостей и угостить их в холодке фруктами и прохладительными напитками: помещение было изящно отделано и освещалось естественным светом, проникавшим туда из специальной свето-вентиляционной камеры наверху.
Чётров мост в Василёво со стороны пруда
Мост в Василево — бесспорно звезда, три огромных валунных арки, тяжеленные цепи ограждений и завершающим мазком — пруд, для бесконечных отражений. Даже если вы не были в Василево — мост вы видели — это место борьбы сил тьмы и света из первой экранизации «Дозоров» Лукьяненко.
Воздвиженская ротонда-часовня в Торжке.
Классика, бесспорная классика среди работ Львова. Стоит она выгодно — в самом историческом центре Торжка, даже не захочешь, а к ней попадешь, у самого вантового моста. Малая, но идеально выверенная, форма. Как всегда колонны, верхний свет, никаких лишних украшений, как будто и не было чуть ранее буйства барокко.
1783год, надколодезная часовня. Первоначально она не имела окон и освещалась только за счет верхнего света, проникавшего через двойной купол.
Торжок, часовня-ротонда
Собор Борисоглебского монастыря в Торжке.
Собор был заложен в 1785 году при непосредственном участии Екатерины II и построен по проекту архитектора Н. А. Львова на месте старого каменного собора, сильно пострадавшего при взятии Торжка поляками в 1607 г., но простоял до 1784 г., когда был разобран «по ветхости». Ещё в 1766 году тверской епископ Гавриил в своём донесении в Государственную коллегию экономии писал, что «церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба вверху в сводах и по стенам во многих местах расселась», «даже самые столпы внутренние, на которых утвержден был свод церковный, начали изгибаться от верхней тяжести. Был случай, что даже каменная стена в левом приделе упала и только чуду приписать нужно то, что при падении своем она никому не причинила вреда».
И вот в 1785 году, 9 июня, императрица заложила первый камень нового собора, вот что писал сам Н. А. Львов А. Р. Воронцову «Изволила Государыня закладывать в Торжке соборную мою церковь и тут, при закладке, удостоила меня своим разговором несколько слов».
Крестообразный, вроде бы симметричный, но главная ось подчеркнута антовыми портиками. Слегка приплюснутый главный купол, подчеркнут малыми куполами. Высота купола достигает 31 метра. Строительство окончили в 1796 г. Иконы в иконостасе принадлежали кисти поручика В. Л. Боровиковского, друга Н.Львова. Сейчас они почти полностью утеряны — из 37 икон кисти Боровиковского и художников его круга, сохранилось 3, все в музеях.
Сейчас собор в аварийном состоянии. Последняя реставрация проводилась в 1989 г., при передаче монастыря Всероссийскому историко-этнографическому музею. Скоро можно будет повторять письмо 1766 г. — «даже самые столпы внутренние, на которых утвержден был свод церковный, начали изгибаться от верхней тяжести…».
Надвратную церковь-колокольню Борисоглебского монастыря начали строить в 1804 г., через год после смерти Н. А. Львова, но как предполагают исследователи, по его проекту. Строительство вел местный архитектор Ананьин. Многоярусная колокольня, увенчанная шпилем, возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта. В нижнем ярусе был арочный проем — главный вход в монастырь. Во втором ярусе размещалась церковь, в третьем расположены арки звона. Верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки.
Сейчас (2016) церковь-колокольня в лесах, но подняться на самый верх можно. С колокольни открывается лучший вид и на Торжок и на территорию Борисоглебсого монастыря.
Казанская церковь и колокольня в деревне Арпачёво.
«Надо было следить за строительством Почтового стана, за отделкой дворца Безбородко, за сооружением дачи и устройством парка в Полюстрове. А тут еще дядюшка Петр Петрович, новоторжский предводитель дворянства, «воевода в Торжке», как назван он в родословной, вздумал в своем Арпачёве вместо деревянной церкви возводить каменный храм. Пришлось сочинять проект, в Арпачёво съездить и в Черенчицы, да не однажды. 4 мая 1783 года архиепископом Тверским и Кашинским была уже дана «благословенная грамота» на возведение храма." А. Глумов «Н. А. Львов» 1980 г.
Арапчево, колокольня и Казанская церковь
Маяк христианства — так прозвали эту колокольню. Только ли такой смысл закладывал сам Львов в эту колокольню? Может быть это маяк родного дома?
Строительство Казанской церкви в деревне Арпачёво было начато в 1783 г. и в 1791 г. оно было закончено. В эти же годы построена и колокольня. Иконы для новой церкви так же писал Боровиковский.
Внешний облик церкви восстановлен, очередь за колокольней. Вокруг полуброшенная деревня, до обитаемого Никольского почти 2 км грейдеров.
Никольское-Черенчицы.
«Счастья тот лишь цену знает,
Кто трудом его купил».
1791, Н. А. Львов
Воскресенская церковь, усадебный дом и погреб-пирамида в собственной усадьбе архитектора Н.Львова.
пирамида-ледник в Никольском-Черенчицах
Дом Львов начал строить в 1780-х, после женитьбы. Дом, в два с половиной этажа, с бельведером, поставлен в центре усадьбы, на пригорке. Нижний этаж отделан рустовкой, а верхние украшены четырехколонным ионическим портиком. «Дом в деревне Черенчицы 15 верст от Торжка. Прожектировал, чертил, иллюминировал, строил, гравировал и в нем живет Николай Львов» — начертано на экземпляре гравюры с изображением фасада усадебного дома, отправленном Львовым его другу А. Р. Воронцову.
Позднее к центральному дому решили пристроить флигели, но, по-видимому, возвели лишь западный, а восточный если и построили, то был он деревянным и просуществовал очень недолго. Уже на рисунке В. Д. Поленова, датированным 1860 годом, изображен дом с одним флигелем, сейчас же остался просто этот флигель и треть дома… и заросли рябинника и крапивы.
Свой дом Николай Александрович оснастил новшествами и удобствами: из колодца, находившегося внутри здания, водоподъемная машина подавала воду в бельэтаж, отапливался дом по воздушной системе, которую Львов сконструировал и описал в книге «Русская пиростатика, или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов» — через отдушины в наружной стене дома поступал свежий воздух, проходя через змеевик камина, он нагревался, затем по каналу поступал в своеобразные вазы, наполненные розовой водой, что стояли рядом с камином. Через решетки ваз свежий, теплый, ароматизированный воздух наполнял комнаты. Камины украшали чугунные плакетки художественного литья. Сохранилась одна из них: рельефное изображение ученого в средневековой мантии, в его руках раскрытая книга с немецким текстом. Задолго до появления водяного отопления Львов создал по английским образцам «паровую кухню» — пар варил кушанья, мыл посуду, вращал вертела. Дом был удобным и уютным.
С бельведера черенчицкого дома открывался вид на пологие холмы, поля и темнеющий вдали лес, для построения идеальной перспективы, Львов приказал вырубить часть близкого леса. Перед домом был разбит английский пейзажный парк, спускающийся к глади вод: стараниями Львова на месте болот возникла система соединенных протоками прудов, наполненных ключевой водой, на протоках устроены каскады.
При въезде в усадьбу возвышалась на насыпном холме классическая ротонда — церковь Воскресения Христова, в будущем родовая усыпальница Львовых. Этот храм с секретом — издали видно, что вначале вечернее солнце золотит лучами купол, а потом как бы «заходит» на ночь в свое «жилище» — храм Солнца. Сейчас просеки к храму и пруд с холмом заросли, осталась одна не слишком широкая дорожка.
Церковь-усыпальницу и пирамиду подновили снаружи к 250-летию со дня рождения Н. А. Львова.
Воскресенская церковь-мавзолей
Классические формы имели и хозяйственные постройки — погреб в виде пирамиды, дровяной сарай в виде античного периптера. Чуть поодаль стоял небольшой дом, специально выстроенный Львовым для своего друга Петра Вельяминова, подолгу гостившего в усадьбе. Тут же рига, зернохранилище, оранжерея, кузница и два десятка крестьянских изб — все достояние Львова-помещика.
Все это было, но нас встречают заросли. Рябинник и крапива… Пруды вновь превратились в болото, сложно найти следы пейзажного парка — так все заросло или бездумно вырублено. Молодые клены разрушают стены дома. Полов, печей, части лестниц уже не осталось. Дом, построенный для счастья, для долгой жизни с любимой женщиной почти превратился в прах…
Львов умер в Москве в 1803 г., прожив всего 52 года, жена умерла вскоре после него. Его смерти предшествовали смерть покровителей — Екатерины II, графа Безбородко, Павла I; болезни, вызванные нервными перенапряжениями. С небольшими промежутками случались неудача за неудачей — отказывались закупать каменный уголь из начатых им по высочайшему указанию разработок, в итоге склад угля на Неве загорелся и горел несколько месяцев; в 1799 по 1801 шло следствие о «чрезмерных расходах на землебитные постройки», Львов смог доказать свою невиновность, но дорогой ценой — 1800 его постигла долгая болезнь, после которой начались проблемы со зрением.
Торожок, бюст Н.А.Львова
Последняя работа Львова, написанная им по возвращении с Кавказа в 1803 г., незадолго перед смертью, называется «Примерное положение, каким образом выгодно было бы выстроить ванный и теплицы у горячих вод на Бештовых горах находящихся». Лечебницу выгоднее всего устроить, считает Львов, в толще горы, чтобы горячие источники еще и обогревали ее (теплотехника, как мы видим, до конца осталась его любимым коньком) . А кроме купальни с бассейном, он предлагает соорудить еще и паровую ванну, «где вода, упадая на горячие камни, производить будет целительный пар». Такие ванны уже входили в моду в Европе, но по этому поводу Львов писал: «Может быть, и оттуда заимствовать будет что-нибудь возможно, не отступая однако от… твердо во мне вкорененного закона, что для русского человека русские только годятся правила и что совсем он не сотворен существом подражательным — везде исполин и везде подлинник».
http://www.fondlvova.ru/index.php?m=62&p=155 биография Н. А. Львова.